АНОНС ФЕСТИВАЛЯ

«В этом году "Зодчество" будет особенным», – отмечает куратор фестиваля Алексей Комов, рассказывая о проектах коллег.
В этот раз кураторская программа одного из главных архитектурных событий осени посвящена теме отражения – в искусстве, времени и пространстве. Гостям и участникам фестиваля предстоит отправиться в путешествие по разным эпохам и вспомнить ключевые поворотные точки 90-летней истории Союза архитекторов.

«Уверен, это будет очень интересно. Мы специально пригласили представителей самых разных архитектурных школ – от классиков до новаторов, – чтобы сквозь отражение их воплощённых идей взглянуть на их видение мира, их понимание методик и технологий», – подчеркнул архитектор.
Международный архитектурный фестиваль "Зодчество 2022".
Анонс

СЕКЦИЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Краткий обзор работы секции Храмовой архитектуры на Фестивале "Зодчество 2022"

Презентация работы секции Храмовой архитектуры

⠀В этом году секция ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ на фестивале "Зодчество 2022" представляла расширенную программу. Совместными усилиями Совета по храмовой архитектуре САР, Мастерской "Прохрам" и Гильдии Храмоздателей организованы:

1\ симпозиум - «Храмы и сакральные пространства.Современные решения и Традиция»,
2\ инсталляция "Образ света" на тему фестиваля -"Отражение".
3\ конкурсная программа

Все это можно будет увидеть с 28-30 сентября в Гостином дворе на юбилейном фестивале "Зодество 2022"


1
Симпозиум «Храмы и сакральные пространства. Современные решения и Традиция»
Референты:
  • о. Андрей Юревич
  • Маиошин М.А.
  • Остроумов Д.А.
  • Яковлев К.В.
  • Борунов Д.А.
  • диакон Роман
  • Верди А.В.
  • Борисенко В.О.
Организаторы симпозиума: Совет по храмовой архитектуре САР, Гильдия храмоздателей, мастерская «Прохрам».


2
Инсталляция «Образ Света»
Архитектура всегда была священным ремеслом, вмещающим в себя и отражающим высшие архетипы мироздания, культуры, жизнь социума. В ней архитектор старался отразить принципы мироустройства и даже философские категории, из чего и родилась сакральная архитектура, а храм, соединяющий в себе небесное бытие и реалии человеческой культуры, явился ее символом. Столетиями многие философы и мистики искали философский камень, но алхимические поиски и мистические традиции не имеют смысла, если они не приводят к тому золоту, которое отражает Истину и открывает Ее: «Зачем нужна улица, если она не ведет к храму?..» Этот краеугольный камень уже имеется в сакраментальной основе храмовой постройки.

В данной инсталляции соляные кирпичи на белой платформе символизируют материю, которую нужно возделывать, преображать через творчество. Они представлены в виде восходящих к верху ступеней. Остальное пространство – размещенные на зеркальной основе макеты храмов, в которых человек может видеть как свое отражение, так и отражение неба, отражение окружающего пространства, культуры, что, собственно, и призван передавать в своей архитектуре любой храм. На ступенях стоит храм – образ высшего Света, скорее даже архетип храма, выраженный в привычном объеме. Любой храм – сложный символ, основные составляющие которого – символ Человека, символ Космоса и символ Церкви, а также присутствие Бога здесь как преображающего все Абсолюта.

Если подробно рассмотреть материалы экспозиции, то можно выделить основные – соль, лимонное золото (сера), зеркало (ртуть), а также золото на куполе, как высший метафизический мир. Так христианский храм представлен в виде подлинного философского камня, который искали мудрецы. Здесь он найден, и это – Христос. И если соль – это материя, тело, то верхняя ступень, фундамент, основа, в этой концепции представлена как душа, символически показанная в материале лимонного золота или серы. Сам же храм символизирует дух и представлен зеркальным покрытием, или ртутью. Венчается он золотым барабаном с главкой с крестом, как раз и символизирующей Божество, или высший метафизический мир, подлинную онтологию.

Наши проекты всегда стремятся к высшему идеалу, единому архетипу храма, сотворенного Самим Богом, но имеют они различные формы выражения, композицию, ритм, акценты, доминанты, переплетения пространств и архитектонику. Все это и видимый мир вокруг нас – и есть та сфера, где проявляет и выражает себя через творчество архитектора этот высший идеал.
Разработана Гильдией храмоздателей, в частности ООО "Мастерские Андрея Анисимова" и ООО "Прохрам".
Руководитель - Анисимов А. А.
Автор концепции, куратор – Остроумов Д. А.



3
Конкурсная программа


Церемония награждения


Конкурсные планшеты-победители
1. Золотой знак в номинации Проекты - «ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР В Г. КРАСНОДАР»
2. Серебряный знак в номинации проекты - «ХРАМ В ЧЕСТЬ СВВ. БОРИСА И ГЛЕБА»
3. Диплом союза архитекторов России - "СОБОР СВ. ЕКАТЕРИНЫ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ"
4. Диплом союза архитекторов России - «ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ»


Все конкурсные планшеты

«ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР В Г. КРАСНОДАР»
ООО «Мастерские Андрея Анисимова»
Руководитель авторского коллектива, автор проекта - Анисимов А.А., Архитекторы: Тихановская А.С., Фазиахметова А.Р.

По мнению заказчиков и авторов проекта в православном сообществе существует огромный запрос на современную церковную архитектуру.

Строительство данного объекта предполагается во вновь возводимом современном районе города Краснодара. Новая районная застройка диктует определенные требования и к храмовым постройкам.

Предлагается не идти по привычному пути копирования образцов прошлых столетий, а взять традиционные формы и образы (четверик, пятиглавие, порталы) и решить их в современных материалах и конструкциях. Отправной точкой проекта стала идея " ХРАМ - ИСТОЧНИК СВЕТА".

Свет из храма выходит за пределы здания, распространяясь как символ литургии на весь город, поэтому большую часть четверика и барабанов формируют остекленные поверхности. Стекло обработанное особым образом не является прозрачным и имеет теплый охристый оттенок, а включения из сусального золота преломляют свет и рисуют на поверхностях святые образы. При этом стеклянные поверхности запроектированы так , что для молящихся внутри храма не нарушается литургическая сакральность объема храма и нет эффекта витринности. По мере снижения на уровень молящихся, стекло уплотняется переходя в мозаичные композиции.

Площадь участка не позволяет разместить все необходимые современному приходу помещения в здании, поэтому социальная и административная часть размещены в стилобате, который добавляет торжественности и легкости храму.





СОБОР СВ. ЕКАТЕРИНЫ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

ООО «Мастерские Андрея Анисимова»
Руководитель авторского коллектива - Анисимов А.А.; Авторы: Анисимов А.А., Носкова Е.И.;
Архитектор - Фазиахметова А.Р.; Художник по тексту - Тимофеева М.П.

Проект Кафедрального собора города Екатеринбурга в честь святой Екатерины планировалось возводить в центре города на набережной реки Исеть. Собор должен был стать визитной карточкой современного динамично развивающегося города, олицетворять собой единство традиций и поиска новых идей в храмовом зодчестве.

Помимо основной функции - соборной молитвы и места сохранения реликвий, комплекс является духовно-просветительским центром с большим функционалом, размещенном в стилобатной части.

Выгодное размещение на набережной города позволяет осматривать архитектуру собора с дальних точек, что даёт возможность оценить основную концепцию данного проекта "Храм - источник света". Храм практически не подсвечивается с фасадов, а световой поток пробивается сквозь решётки огромных проёмов основного барабана и угловых башен.

Приближаясь к храму зритель может увидеть внутренний свод с Образом Христа даже с улицы, таким образом парящий образ Христа над городом благословляет всех горожан.



«ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА ПРИХОДА В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ»
Проектная мастерская «Прохрам»
Руководитель проекта: Остроумов Д.А.
Архитектор: Аскарова П.И.

Проектируемый быстровозводимый малобюджетный храм в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба располагается на участке, который планируется для выделения приходу под строительство большого и малого храмов, здания приходского семейно-молодежного центра с образовательной функцией и примыкающей к участку рекреационно-социальной зоной. Проектируемый храм является малым храмом комплекса, который планируется возвести в первую очередь. Храм рассчитан на 240 прихожан. Участок расположен в г. Минске, рядом с прибрежным зеленым участком у реки Свислочь, в зоне между рекой с велодорожкой, ул. Ванеева и ул. Тростенецкой. Предполагаемая площадь участка для всего комплекса 1,03 га. Проектируемый храм расположен в западной части участка. Перед храмом открывается красивый вид на реку через зеленую зону, в самой западной части участка может быть организована детская площадка.

Здание одноэтажное. Архитектура лаконична и благодаря быстровозводимым каркасным конструкциям предполагает возможность его строительства в короткие сроки. Конструктивная схема разработана по принципу трехнефной базилики с большим боковым пределом. Архитектура храма дает отсылку к северным деревянным храмам, но с учетом ориентации на современные стилистические решения и конструкции.

Основной объем храма – собственно базилика, прямоугольная в плане, завершающаяся алтарем на востоке. Зашивка полотков боковых нефов спроектирована в виде современной деревянной зашивки бионической формы, напоминающей корабельную палубу, что находит параллель с образом храма как корабля спасения.

Центральная часть традиционная, с открытыми видными в интерьере балками и стропилами. С южной стороны спроектированы помещения класса для занятий и многофункциональный зал, который может использоваться ка

к трапезная. Южнее зала – церковный магазин с небольшим кафе. Все три помещения разделены между собой мобильными перегородками, которые позволяют объединить помещения в одно большое. Отдельно выделено помещение кухни. Организован свой выделенный вход с улицы в церковный магазин, а также спроектирован выход не летнюю террасу.

Все объемы перекрыты скатными кровлями с фальцевым металлом. На главках – дранка. Конструктивная схема здания представляет собой деревянный каркас. Наружная облицовка стен выполнена деревянным планкеном из термообработанного дерева и ламелями из клееного бруса, либо также из термообработанного дерева. Раскладка планкена вертикальная. Также на фасадах спроектирован вертикальный декор в виде балок и белокаменных барельефов.






«ХРАМ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ»
Проектная мастерская «Прохрам»
Руководитель проекта: Остроумов Д.А.
Архитектор: Васина К.А., Аскарова П.И.

Храмовый комплекс в честь святой равноапостольной княгини Ольги располагается на участке площадью 0,87 Га рядом с прибрежной зеленой зоной реки Свислочь между рекой с велодорожкой, ул. Ванеева и ул. Тростенецкой в г. Минске. Перед храмом открывается красивый вид на реку через зеленую зону, в самой западной части участка может быть организована детская площадка. На примыкающей к участку зеленой зоне предполагается обустроить рекреационно-социальную зону для жителей района.

Комплекс состоит из трёх зданий: быстровозводимого храма в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, кирпичного главного храма в честь святой равноапостольной княгини Ольги и причтового дома. Въезд на территорию осуществляется с ул. Тростенецкой по существующему проезду. Перед въездом располагаются парковочные места для прихожан. Западнее, внутри ограждения участка, располагается парковка для причта и сотрудников комплекса. Калитка для пешеходов находится там же, где и въезд на территорию, дополнительный вход расположен напротив, со стороны зеленой зоны.

Здание основного храма одноэтажное, с цокольным этажом и хорами. Первый этаж планировочно состоит из притвора, основного молельного зала, боковых галерей, алтарной части. Вместимость молельного зала – 430 прихожан. Архитектура храма синтезирует традиционный домонгольский стиль и современные формы, являющиеся развитием стиля модерн и бионического направления. Храм одноглавый, бесстолпный. Основной

объем перекрыт четырьмя большими несущими подпружными арками, образующими подобие крещатого свода с наклонными щелыгами распалубок. Объём венчается световым барабаном на четверике и традиционным шлемовидным куполом. С южной и северной стороны от основного объема размещены галереи, из северной предусмотрен эвакуационный выход, в южной галерее расположен лифтовый холл. Также

с северной стороны из галереи предусмотрен дополнительный вход в алтарь через дьяконник. Восточные части галерей, примыкающие к алтарю представляют собой отдельные помещения – дьяконник и пономарку. Алтарь приподнят от основного уровня пола на три ступени по 120 мм. Центральная часть завершается апсидой с конхой. На солею ведут три лестницы. Из пономарки предусмотрена винтовая лестница в цокольный этаж. У западной стены в притворе располагаются гардероб и церковный киоск, а также бак для святой воды с выводом на улицу. С юга к основному объемы храма примыкает колокольня, вход на лестницу расположен в притворе. Из притвора с южной стороны предусмотрен второй эвакуационный выход на улицу. Там же спроектирован подъемник для МГН. Цокольный этаж запроектирован на отм. -3.300 и туда ведут четыре лестницы: с западного фасада, с восточного, в лестничной клетке, а также технологическая лестница из пономарки. Рядом с лестничной клеткой располагается лифтовый холл.

В цокольном этаже находятся трапезная с кухней, комната отдыха для священнослужителей, кабинеты, санузлы и технические помещения. Хоры запроектированы на отметке +4500 мм и имеют П-образную форму в плане.

С уровня хоров на колокольню ведет винтовая лестница. Снаружи храм оштукатурен и украшен декоративными элементами из камня (известняк)

и резными барельефами. Конха апсиды украшена чередующимися каменными барельефами и сусальным золочением. Кровля покрыта фальцевым металлом, на куполе свинец. Материал стен – кирпич, фундаменты железобетонные.







«ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ»
Проектная мастерская «Прохрам»
Руководитель проекта: Остроумов Д.А.
Архитектор, автор концепции: Васина К.А.

Эскизный проект современного православного храма запроектирован в городской среде южного региона России в условиях плотной городской застройки для нового квартала. В рамках данного проекта была предпринята попытка по переосмыслению форм христианской архитектурной традиции в контексте архитектуры 20 - начала 21 века. Внешний образ храма синтезирует характерные для православного зодчества формы и современные приемы тектоники и дизайна архитектурной среды. Стены выступают над цокольным этажом, что добавляет легкости в визуальное восприятие храма. Монументальные плоскости чередуются с витражным остеклением, задающим фасадам вертикальный ритм. Благодаря вставкам витражей храм изнутри будет залит естественным светом. Линии фасадов подчеркивают визуальное стремление композиции вверх. Простая и лаконичная архитектура храма дополняется акцентными элементами: декоративными деталями из камня и резными барельефами, конха апсиды украшена каменным орнаментом и сусальным золотом. Храм запроектирован одноэтажным с цокольным этажом на отметке -3.300 м и хорами на отметке +4,500 м. Первый этаж планировочно состоит из притвора, основного молельного зала, боковых галерей и алтарной части, на первом этаже также располагается церковная лавка. Вместимость храма - 280 человек. На плане помещений цокольного этажа функциональными зонами показаны инженерные помещения, санузлы, комната отдыха, трапезная и кухня.







Симпозиум «Храмы и сакральные пространства. Современные решения и Традиция»

Четверг, 29 сентября, 17.00
17:15
17:15
Приветсвенное слово
Протоиерей Андрей Юревич
Главный архитектор Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви; член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, Союза архитекторов России, Гильдии храмоздателей
17:30
17:30
Мамошин Михаил Александрович
"Современное прочтение традиции и канона"
Заслуженный архитектор России, академик архитектуры (РАХ, РААСН, МААМ), руководитель ООО «Архитектурная мастерская Мамошина», вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, председатель Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России (СХА САР), председатель Совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов (СЦА СПб СА)
17:40
17:40
Остроумов Дмитрий Андреевич
"Община, Церковь, храм, социум. Интеграция сакральных пространств в городскую сред"
Архитектор, магистр богословия, руководитель мастерской ООО «Прохрам», член Союза архитекторов России и Беларуси, Гильдии храмоздателей, Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России

17:50
17:50
Яковлев Кирилл Владимирович
"Малые архитектурные формы в храмовом пространстве"
Основатель и руководитель архитектурной мастерской Тектоника; профессор Международной академии архитектуры в Москве (МААМ); советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН); доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица; зам. председателя Совета по церковной архитектуре СПб СА; член правления Санкт-Петербургского Союза Архитекторов; член Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России; член Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской Епархии
18:00
18:00
Борунов Дмитрий Александрович
"Храмовое сознание и современный мир"
Архитектор, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской митрополии, член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов, профессор Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), член Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России
18:10
18:10
Диакон Роман Муравьев
"Планировочная структура современного храма в условиях плотной городской застройки"
ГАП, генеральный директор ООО "АРХОНТ", старший преподаватель Санкт-петербургского государственного университета факультетов искусства и геоурбанистика, член Союза архитекторов России, руководитель протокола Межведомственной СПб. по церковной архитектуре, секретарь комиссии по архитектурно-художественным вопросам СПб. епархии, член Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России
18:20
18:20
Верди Анна Валентиновна

"Вневременное пространство"
Художник-монументалист, член Гильдии храмоздателей

18:30
18:30
Борисенко Валентин Олегович
"Художественное убранство современных храмов. Практический опыт "
Художник-монументалист, член Гильдии храмоздателей

17:40-19:30
17:40-19:30
Круглый стол
Модераторы:
Протоиерей Андрей Юревич

Главный архитектор Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви; член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, Союза архитекторов России, Гильдии храмоздателей

Дмитрий Остроумов
Архитектор,магистр богословия, руководитель мастерской ООО «Прохрам», член Союза архитекторов России и Беларуси, Гильдии храмоздателей, Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России