МИХАИЛ КЕСЛЕР: "РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ АРХИТЕКТУРНОГО КОНКУРСА - 2016"

Размышления на тему архитектурного конкурса  «ПРОЕКТ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ВМЕСТИМОСТЬЮ 300, 600 и 900 ЧЕЛОВЕК С ПРИХОДСКИМ КОМПЛЕКСОМ»

В Программе конкурса указано, что особое внимание обращается на храмовые комплексы с расположением сопутствующих помещений в цокольном этаже, либо пристроенные к храму. Под сопутствующими помещениями подразумеваются помещения служебно-бытового, просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения. Это объясняется тем, что в современных условиях строительство храмовых комплексов осуществляется как правило в затесненной городской застройке (не более 0.5 га), где нет значительных пустующих участков и нет возможности отдельного строительства храма и причтового дома со всеми сопутствующими помещениями.

Надо сказать, что расположение сопутствующих помещений в цокольном этаже – достаточно распространенная практика современного храмостроительства. А вот вариант с пристроенными к храму сопутствующими помещениями практически не встречается или встречается крайне редко в каких-то особых условиях.

Оценка архитектурных решений, представленных на конкурс, производится исходя из совокупности ряда критериев, среди которых - соответствие форм храма православной канонической традиции, богослужебной функции и архитектурной символике.

Поэтому поразмышлять предлагается на тему соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями православной канонической традиции, богослужебной функции и архитектурной символике.

1.      По критерию соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями православной канонической традиции такой вариант не проходит, так как православная каноническая традиция такого совмещения храма с сопутствующими помещениями не знает.

2.      По критерию соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями богослужебной функции можно сказать следующее. Режимы функционирования храма и сопутствующих помещений служебно-бытового, просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения совершенно разные. Практически все сопутствующие помещения функционируют во внебогослужебное время храма.

3.      По критерию соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями архитектурной символике такой вариант может оказаться плох тем, что храм со специфической символикой своих форм, где каждая деталь символически отображает какую-либо сторону православной догматики о храме, может быть скрыт пристроенными сопутствующими помещениями.

1 – храм Покрова на Нерли

1 – храм Покрова на Нерли

Храм являет собой образ Царства Небесного, это явленное нам Небо на земле, Дом Божий, к которому у нас должно быть совершенно особое чувство благоговения как к святыне. Поэтому не стоит просто так легко в угоду сиюминутной потребности экономии земли отказываться от этого чувства отношения к храму как святыне, нельзя храм превращать в одну из составляющих функционирования комплекса, где наряду с проведением праздников и трапез будут удовлетворятся «духовные потребности».

Рассмотрим, некоторые примеры храмовых комплексов с пристроенным к храму расположением сопутствующих помещений.

На рис. 2 представлен макет храмового комплекса, посвященного 1000-летию Крещения Руси. Здесь храм играет главную роль в комплексе, а сопутствующие помещения расположены в двухэтажных корпусах, образующих внутренний двор, предназначенный для торжественных многолюдных богослужений на открытой площадке двора, как это было во время празднования 1000-летия Крещения Руси на территории Свято-Даниловского монастыря.

На рис.3 представлена та же композиция, использованная автором при проектировании храмового комплекса в условиях севера в г. Печора (Коми). Внутренний двор от северных метелей защищают стоящие по периметру здания сопутствующих помещений, доступ к которым осуществляется из храма, не выходя на улицу.

На рис.4 представлен эскизный проект храмового комплекса в Петербурге, где сопутствующие помещения вынесены двумя полукруглыми корпусами впереди храма, что композиционно напоминает петербургский Казанский собор с его впереди стоящей колоннадой, организующей площадь перед храмом.

        

2 – макет храмового комплекса, посвященного 1000-летию Крещения Руси / 3– макет храмового комплекса для условий севера (г. Печора, Коми) / 4-  эскизный проект храмового комплекса в Петербурге

5 – храмовый комплекс в Новосибирске / 6 – комплекс Свято-Пантелеимоновского храма / 7 - храмовый комплекс ц. Серафима Саровского во Владивостоке

На рис.5 представлен макет храмового комплекса в Новосибирске (арх. П.Чернобровцев). В данном проекте сопутствующие помещения расположены практически в отдельно стоящем здании, но соединенном с храмом теплым переходом.

На рис. 6 представлен комплекс Свято-Пантелеимоновского храма, где сопутствующие помещения не загораживая храм, расположены в зданиях, стоящих в одну линию с храмом и соединены с ним переходами на уровне второго этажа для организации кругового обхода вокруг храма.

На рис.7 представлен храмовый комплекс ц. Серафима Саровского во Владивостоке, где храм расположен на верхнем этаже здания с сопутствующими помещениями.

На рис. 8 представлен комплекс духовно-просветительского центра в Южном Бутово, где храм является лишь домовым при православной гимназии.

8 – храмовый комплекс духовно-просветительского центра в Южном Бутов

8 – храмовый комплекс духовно-просветительского центра в Южном Бутов

9-12 – храмовый комплекс в честь преп.Серафима Саровского на Ходынском поле в Москве (арх. С.Я.Кузнецов)

На рис.9-12 представлен храмовый комплекс в честь преп. Серафима Саровского на Ходынском поле в Москве (арх. С.Кузнецов). Здесь сопутствующие помещения расположены в трехэтажных обстройках здания храма, практически полностью его загораживая. О храме напоминают лишь выступающие из здания три главы, звонница и алтарные апсиды.

Как рассказал журналистам Владимир Ресин, при необходимости, стены храма будут раздвигаться, объединяя все в единое пространство для больших богослужений. Своеобразный "храм-трансформер".

13 – комплекс духовно-просветительского центра в Париже (арх. Ф.Борель)

13 – комплекс духовно-просветительского центра в Париже (арх. Ф.Борель)

На рис. 13 представлен проект комплекса духовно-просветительского центра в Париже (арх. Ф.Борель). Здесь храм также лишен традиционных членений фасадов в угоду модернистскому подходу к храмовой архитектуре, лишающему храм символики его традиционных форм.

14 - Храмовый комплекс в Оренбурге (НПП РОНА)

На рис. 14 представлен храмовый комплекс в Оренбурге (НПП РОНА), где отдельно стоящий храм занимает центральное положение, окруженный зданиями сопутствующих помещений, которые, несмотря на значительно превышающую площадь, не подавляют его главенствующее место в комплексе.

В итоге можно сказать, что возможны любые сочетания храма с сопутствующими помещениями, однако они не должны мешать зданию храма являть себя во всем многообразии символических сакральных смыслов.

М.Ю. Кеслер

Член Московского союза архитекторов, председатель комиссии СА России по культовым сооружениям, председатель Экспертного совета Гильдии храмоздателей