КОНФЕРЕНЦИЯ « ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ НАЧАЛА XX и XXI ВЕКОВ»

26 января в конференц-зале Союза архитекторов России в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений, проходящих под девизом «1917-2017: уроки столетия», состоялась конференция «Храмостроительство в России начала XX и XXI веков».

Работу конференции возглавил председатель направления «Традиции православного храмостроительства» митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Обратившись к собравшимся с приветственным словом, руководитель  Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви отметил, что при строительстве православных храмов необходимо сохранять «органическое единство между архитектурой и внутренним убранством». По словам митрополита, «храмы призваны быть воплощением красоты и индивидуального художественного замысла, истинным произведением искусства, которое находит живой отклик в сердцах людей». Сейчас  храмостроительство в России переживает настоящий подъем и носит характер массового народного движения. Сегодня для архитекторов открываются уникальные возможности строить храмы по индивидуальным  проектам. Именно об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл на заседании Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» осенью 2016 года.

Также с приветствием  на профессиональном форуме выступил главный архитектор г. Москвы Сергей Олегович Кузнецов: «Я помню, как в МАРХИ нас учили, что храмовая архитектура была главным двигателем искусства созидания строений, организующих пространственную среду… И сегодня мы должны вернуть храму его великую миссию. Храмовое зодчество должно стать законодателем развития современной архитектурной мысли».

Председатель Правления Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы» митрополит Рязанский и Михайловский Марк вручил почетному гостю юбилейную медаль «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Поблагодарив з оказанную честь, главный архитектор столицы признался, что это его первая церковная награда и получена она за строительство храма на Ходынском поле.

Затем выступление продолжил вице-президент Союза архитекторов России, Заслуженный архитектор Российской Федерации Виктор Николаевич Логвинов: «Храмовая архитектура – это квинтэссенция духа.  Это то, что отличает здание и место, где обитает Душа. Именно поэтому архитектуру нужно заказывать у архитектора - у мастера, который доказал свое мастерство! Архитектор создает единое произведение, где каждая деталь работает на единое целое».

Виктор Николаевич сообщил о намерении Союза архитекторов России провести в первых числах октября 2017 года Юбилейный 25 фестиваль «ЗОДЧЕСТВО» и пригласил к соучастию в нем церковных храмостроителей.

Обращаясь к теме конференции и храмовому строительству в России на рубеже XX-XXI веков, с историческим докладом «Московское архитектурное общество, представление о церковном зодчестве накануне революции» выступил ректор Московского архитектурного института Швидковский Дмитрий Олегович.

Поддержал тему  архитектор Шипков Владимир Олегович, в чьем понимании образ современного православного храма должен во многом продолжать традиции русского зодчества, но и при этом учитывать тенденции современного строительства, как это было в предреволюционной России. Он посвятил свое выступление творчеству И.Е. Бондаренко.  Илья Евграфович - ведущий архитектор старообрядческого храмостроения,  в начале XX века возглавил защиту и охрану  памятников архитектуры, сумел лаконично соединить эстетику северного модерна и стилизованную архитектуру русского Севера.

Председатель Экспертного совета Гильдии храмоздателей  Михаил Юрьевич Кеслер – член Московского союза архитекторов, председатель  комиссии Союза архитекторов Российской Федерации по культовым сооружениям, в своем докладе уделил особое внимание поиску стиля храма XX-XXI веков. Проанализировав результаты прошедших архитектурных конкурсов (2014-2016 гг.), он отметил отсутствие единого взгляда и  «абсолютно разные подходы к поиску образа современного храма».

Историк архитектуры, искусствовед Инесса Николаевна Слюнькова констатировала тот факт, что церковная архитектура – явление состоявшееся и заслуживающее детального рассмотрения. Это «позитивный вектор преобразования» постсоветского времени, которое не может пройти незамеченным.

Член Экспертно-консультативного совета Московской епархии и действительный член Гильдии храмоздателей священник Константин Камышанов поделился своим опытом проектирования и строительства православных храмов в Рязанской области. Будучи архитектором по образованию, он затронул тему строительств храма в провинции: «Есть ли архитектура в провинции?» и с какими проблемами приходится сталкиваться в этом случае. «Проект храма – это не бумага, не файл. Храм – это событие!» - считает клирик Рязанской митрополии.

Также в конференции приняли участие руководитель Центра храмового искусства имени Андрея Рублева Троице-Сергиевой лавры иконописец Александр Николаевич Солдатов, разрабатывающий внутреннее убранство Свято-Троицкого кафедрального собора в Париже,  и заведующая кафедрой иконописи факультета церковных художеств, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Екатерина Дмитриевна Шеко. Их выступления затронули тему интерьеров храмов, проектирования и строительства храмовых комплексов за рубежом и происхождения алтарной преграды.

Затем, Гильдия храмоздателей  провела презентацию  «Опыт проектирования и строительства малобюджетных храмов». Заслуженный архитектор России Андрей Альбертович Анисимов вместе с главным архитектором проектов «Товарищества реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» Екатериной Носковой поделились секретами своей работы и подробно рассказали об особенностях создания линейки православных храмов и  храмовых комплексов разной вместимости.

https://www.youtube.com/watch?v=xR6LK0QwbnE 

http://www.gildehram.ru/new-page-2/

В заключении выступили лауреаты  архитектурных конкурсов 2014-2016 годов - Иван Сергеевич Земляков («Товарищества реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова»), представивший Храмовый комплекс со зданием Епархиального управления в Мурманске, к строительству которого приступила Гильдия храмоздателей,  и Даниил Евгеньевич Макаров, разработавший собственный новаторский проект и образ Приходского культурного центра в современном городе.

Оба проекта отличаются современностью образа, оригинальной композицией и поиском экономичных решений.