ВЫСТАВКА РАБОТ ЖЕНЩИН-ИКОНОПИСЦЕВ «НЕЖНАЯ КИСТЬ» ОТКРЫЛАСЬ В МОСКВЕ

Фото Дмитрий Островский

Фото Дмитрий Островский

Москва, 12 января, Благовест-инфо. Открытие выставки «Нежная кисть», на которой представлены работы женщин-иконописцев, состоялось 11 января в галерее «Царская башня» (комплекс Казанского вокзала). Экспозиция подготовлена по инициативе содружества в поддержку современной христианской культуры «Артос», кураторы выставки – Екатерина Русакова и Ирина Языкова.

Иконы Ирины Зарон. Фото Ирины Марковой (ФБ)

Иконы Ирины Зарон. Фото Ирины Марковой (ФБ)

На выставке «Нежная кисть» представлено более сотни экспонатов – это работы и монастырских мастерских, в частности, сербского монастыря Жича и Екатеринбурского Ново-Тихвинского монастыря, и работы мирянок из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля, Сергиева Посада, Курска, а также из Израиля. В экспозиции – множество икон, а также произведения прикладного искусства, эскизы храмовой росписи, церковное шитье, которому посвящен целый зал.

Как отметила, проводя экскурсию по выставке, куратор, искусствовед Ирина Языкова, иконопись в течение веков традиционно была мужским делом, а женщины обычно занимались лицевым и золотным шитьем. Так было и в Византии, и в Древней Руси. Но Новое время внесло в этот уклад свои коррективы. Начиная с XIX века, женщины активно вступили в сферу иконописания, а в ХХ веке даже были среди тех немногих, кто «спасал икону» как явление (можно вспомнить матушку Иулианию (Соколову)). В годы возрождения религиозной жизни в России появилось множество достойных мастеров-женщин. Цель экспозиции – представить их творчество как новое явление в православной культуре.

Фото Ирины Марковой (ФБ)

Фото Ирины Марковой (ФБ)

Особенность этого явления в том, что иконописцы не копируют лучшие образцы прошлого, но ищут свой авторский стиль, опираясь на традицию, продолжила И. Языкова. Сочетание традиции и новации очевидно и в работах швейных мастерских, которые разрабатывают не типовое, но индивидуальное облачение для священнослужителей; и в необычной технике коллажа, которую использует для своих хоругвей матушка Марина Турнова; и в своеобразном, легко узнаваемом стиле икон Ирины Зарон; и в поисках новой иконографии и иконописной техники Ольги Шаламовой, представившей в экспозиции три иконы, написанных в рамках проекта «Святые неразделенной Церкви». В некоторых работах очевидно влияние других культур (как, например, в Страстном цикле Марии Бургановой-Ялтанской некоторые видят влияние Джотто и Чимабуэ) или взаимовлияние иконы и книжной миниатюры (как в работах Ирины Обуховой, написанных на ониксе). Разного рода творческие эксперименты – неотъемлемая часть современной иконописи, в том числе – женской, отметила куратор выставки.

Церемония торжественного открытия выставки началась с пения Рождественского тропаря. Руководитель галереи «Царская башня» художник Дмитрий Белюкин назвал выставку «большим подарком» к Святкам. Он с удовлетворением отметил, что выставки современной иконописи в галерее стали традицией, что они привлекают большое число заинтересованных посетителей.

Иконописец Александр Солдатов, преподаватель иконописной школы при МДА, поддержал концепцию выставки, позволившую собрать вместе столь разные работы. По его словам, прежде считалось, что выставка – не место для иконы, которая должна быть моленным образом в храме. Однако «в наше время это хорошо» – выставка дает возможность профессионального общения для иконописцев, а для зрителей – возможность увидеть целый ряд работ каждого мастера. Что касается особенностей женской иконописи, то А. Солдатов подчеркнул «особую чувствительность к цвету».

Название выставки считает удачным профессор СФИ, преподаватель церковного искусства Александр Копировский. Кисть, которой водит женская рука, конечно, «нежная», но ее нельзя назвать слабой, неуверенной: все работы, представленные в экспозиции, – «крепкие, написанные уверенной рукой», отметил он. Икона в храме – это особая тема, но вне стен храма она также важна – Копировский напомнил слова известного иконописца ХХ в. матушки Иоанны (Рейтлингер), которая хотела «ворваться со своими иконами в интерьеры домов», чтобы напомнить людям об ином, небесном измерении их жизни.

Как и предыдущий выступавший, Александр Чашкин, представитель старшего поколения иконописцев, восхищен и «поражен» разнообразием и высоким уровнем выставки.

Прот. Андрей Юревич, И. Языкова. Фото Ирины Марковой (ФБ)

Прот. Андрей Юревич, И. Языкова. Фото Ирины Марковой (ФБ)

Протоиерей Андрей Юревич посвятил свое выступление теме традиции и новации в искусстве. Эта сфера не должна быть полем битвы, напротив: как в Церкви, которая есть «богочеловеческий организм», так и в иконописи, и других видах церковного искусства должны органично сочетаться «неизменное и современное». За последние 25-30 лет появилось много произведений, и сейчас наступило время, чтобы это явление осмыслить – «время рецепции, вдумчивого, мирного вглядывания». Этому и способствуют подобные выставки. «Традиционалист должен облобызать новатора, новатор обнять традиционалиста, и вместе, рука об руку, они будут трудиться ради церковного искусства», – такой результат хотел бы видеть о. Андрей.

Сопредседатель содружества «Артос» Сергей Чапнин сообщил о новых проектах в области церковного искусства. В рамках выставки «Нежная кисть» 7 февраля состоится дискуссионный клуб, посвященный проблемам современного христианского искусства (дата будет уточняться). Через полтора-два года планируется проведение необычной выставки «Маршрут Восьмого дня» – это будет «молитвенно-художественное исследование» на тему рая. К участию в этой выставке приглашаются как церковные, так и мирские художники. Кроме того, продолжается проект «Святые неразделенной Церкви», направленный на создание новой иконографии христианских подвижников первых веков и шире – на углубление взаимопонимания и взаимодействия церковных традиций. Около ста художников уже выразили желание в нем участвовать, отметил С. Чапнин.

Фото Ирины Марковой (ФБ)

Фото Ирины Марковой (ФБ)

Выставка «Нежная кисть» открыта до 31 января в галерее «Царская башня», в правом крыле комплекса Казанского вокзала.

Юлия Зайцева