В МАРХИ ВОЗРОЖДАЮТ ЗАБЫТУЮ ПРОФЕССИЮ «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО»

АНТОН НИКОЛАЕВ, СЕРГЕЙ СКОРИДОВ – Новости Культуры, специальный репортаж

Почти целое столетие в России не строились православные храмы. Когда в 1990-е их снова начали возводить – оказалось, что мощная архитектурная традиция фактически разрушена. А главное – нет специалистов, которые владели бы наукой и искусством храмового зодчества. Это сильно сказалось на качестве вновь возведенных культовых сооружений. Что предпринять, чтобы церковная архитектура XXI века не ужасала, а восхищала? Об этом – наш специальный репортаж.

Какими бы путями ни развивалось церковное зодчество в России, путь этот всегда вел к Богу. И только в начале XXI века творческая мысль, похоже, зашла в тупик. И дело не в этих странных сооружениях с крестами, это всего лишь студенческие работы, над которыми, наверное, не раз повздыхают профессора МАРХИ. А дело в общей картине. Два года назад был проведен конкурс «Православный храм XXI века». Из более, чем ста работ – копии древних образцов, еще часть – откровенно неудачные проекты, но были и такие, глядя на которые приходские батюшки подумают, что наступил апокалипсис. Вот почему в МАРХИ срочно решили возрождать забытую профессию – «храмовое зодчество».

«Мы надеемся, что те, кто пройдут эту магистратуру, станут уже новым поколением архитекторов, которые будут по-другому решать эти назревшие задачи. Потому что стройка идет огромная, а в очень большом числе случаев – вообще без архитекторов», – сказал ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский.

Теперь эти назревшие проблемы они будут решать, опираясь на 1000-летнюю традицию храмового зодчества, о которой расскажут профессора. Но решать самостоятельно. Каким должен быть православный храм в эпоху небоскребов? Как проектировать для новых спальных районов, а как для древних монастырей, разрушенных в советское время? Выпускник МАРХИ, один из самых известных церковных архитекторов, автор нескольких десятков храмов Андрей Анисимов убежден – как 100 лет назад, с лаконичностью и простотой русского модерна, на котором революция прервала развитие церковного зодчества. Но главное, – говорит Анисимов, уже давно отказывается от всех других заказов, – проектировать нужно с пониманием, что храм – это дом Божий, а не площадка для экспериментов.

«Идеал современного здания: магазин можно переделать в выставочный зал, а его «попилить» на офисы. А в церковном – никакой трансформации быть не может. Вот мы построили один храм раз и навсегда, и он стоять века, и он должен говорить о нашем отношении к Богу в тот момент, когда мы его строили», – отметил Андрей Анисимов.

Самый современный на данный момент храм русской православной церкви – строящийся Собор новомучеников и исповедников в Сретенском монастыре. Коммуникации как в космическом корабле. Резьба для каменного убранства моделируется по древним образцам на компьютере. Уникальная купель, в которую священник сможет зайти, не намочив ноги. Но все это внешнее. А вот главное – идею храма, посвященного мученикам за веру ХХ века, – говорит наместник Сретенского монастыря епископ Тихон Шевкунов, – уловили, к сожалению, далеко не все архитекторы, участвовавшие в конкурсе.

«Кто-то экспериментировал на тему ГУЛАГа – что-то страшно депрессивное. Ужасное. Наверное, это тоже может быть, но это не про нас. Мы не об этом хотели сказать. Мы хотели сказать о победе новомучеников, о победе церкви», – рассказал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Именно поэтому Храм новомучеников и исповедников спроектирован в древних традициях Владимиро-Суздальской Руси. Кстати, строится из того же самого белого владимирского известняка. Архитектура подчеркивает преемственность: древние святые и святые ХХ века – это одна церковь. В наше быстро меняющееся время эта мысль особенно греет: что бы ни происходило вокруг, есть место, где время остановилось. Впереди целая вечность.